Храм Смоленской иконы Божией Матери Выдропужской

Одной из главных достопримечательностей села Выдропужск является церковь Богоматери Одигитрии (церковь иконы Смоленской Божией Матери). Расположен храм в южной части села у могил предков, на высоком берегу р. Тверцы и обращен к ней южным фасадом.

c381ca2226ad750f3b14abfa40863df7 Церковь Смоленской иконы Божией матери в Выдропужске

Церковь Богоматери Одигитрии сооружена в несколько этапов во второй половине XVIII в. — первой трети XIX в.: 1769-1784; 1793; 1836-1839. В 1756 г. прихожанами было получено разрешение на постройку взамен сгоревшей Смоленской церкви нового храма, который и был заложен в 1769 г. Однако из-за нехватки материала работы приостановили, а возобновлены они были строительной артелью известно­го петербургского архитектора Саввы Ивановича Чевакинского только в 1775 г. С 1774 г. Савва Иванович по собственной инициативе и по приглашению жителей с. Выдропужск завершил строительство храма. В окончательном варианте церковь имела 3 предела: Одигитрии Смоленской (главный); Покрова Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи (боковые). Освещение храма состоялось в 1784 г.

В 1793 г. рядом с храмом на средства прихожан была заложена кирпичная колокольня (до этого колокола висели на деревянной звоннице). Прихожане «выдропусского яму» писали в Прошении о строительстве колокольни, что «колокола висят на столбах, отчего и звон бывает по причине низости не ясен». По их просьбе старая деревянная Георгиевская церковь была разобрана на дрова и употреблена для обжига кирпича, изготовлявшегося на месте. Престол Георгия Победоносца в 1823 г. перенесли на второй ярус колокольни. В 1836-1839 гг. к храму была пристроена двухпридельная трапезная. Таким образом, церковь Богоматери Одигитрии относится к «редким многопрестольным храмам».

Кирпичное оштукатуренное здание церкви имеет симметричную относительно продольной оси композицию, состоящую из храма, трапезной и колокольни, обладающих стилистически единообразной ампирной обработкой фасадов. Стены снаружи выкрашены охрой, детали декора побелены.

Храм выстроен на белокаменном цоколе. На трапезной и колокольне цоколь гранитный.

Сам храм в плане квадратный, четырехстопный, центрического типа. Его двухцветная крестообразная центральная часть, завершенная световым восьмериком, значительно превышает по высоте одноцветные угловые пристройки.

В интерьере храма сохраняется яркая, полихромная клеевая живопись, выполненная в академической манере с использованием гризайльной орнаментики. Среди изображений: Ветхозаветная троица, четыре Ветхозаветных пророка, Саваоф, парные фигуры евангелистов, сцены исцеления из христологического цикла и др.. В храме частично сохранились остатки чугунного пола, положенного в 1811 г.

Смоленская Церковь XVIII в славилась на всю округу своей утварью и непреходящими для верующих людей ценностями. В частности здесь было много икон начала XVIII в. и хранилось Евангелие 1634 г. — вклад первого царя династии Романовых — Михаила Федоровича.

У кладбища в 1843 г. была построена сторожка и ограда в духе позднего классицизма. Здесь же находилась небольшая часовня, но в 1901 г. крестьяне села Выдропужск обращаются с прошением «перенести часовню из ограды приходского храма к шоссейной дороге».

В XV — XVI вв. главной святыней с.Выдропужск была икона Выдропусской Одигитрии (Путеводительницы) Смоленской. Проявление ее чудотворных свойств начинают связывать с пожаром древней деревянной церкви св. мч. Георгия, после которого она сохранилась «совершенно целой и невредимой, только задняя доска несколько пообгорела».

Большую известность во всех Русских землях икона получила после появления «Повести о чудотворном образе пресвятые Богородица иже в Новгородской области в веси нарицаемой Выдропусском, в храме святаго великаго мученика Христова Георгия». (Полный текст «Повести…» можно прочитать здесь) Как следует из текста «Повести…», ее автором является Георгий Иванович Токмаков — воевода, наместник Псковский, происходивший из князей Звенигородских. События, описываемые в «Повести…» относятся к походу Ивана III на Новгород в 1471 г. Автор указывает, что писал эту повесть со слов жителя Выдропусска — Федора Корчемника. В ней также упоминается митрополит Филипп Колычев, из чего исследователи заключают, что «Повесть…» была написана после 1566 г.

Сюжет произведения связан с похищением иконы из храма одним из воинов великого князя и ее чудесным возвращением в храм. Один из ратников, боярский сын, забрал с собой Выдропусскую «Одигитрию» и перенес в свою Муромскую вотчину и поставил в местном храме. Но в субботу недели святых Жен Мироносец попросил он священника петь молебен перед новой иконой Пресвятой Богородицы, сказав: «Отпой молебен пленнице». И тут налетел вихрь, поднял икону; она вознеслась над церковью и исчезла.

«В тот же день и час, в первом часу дня, когда взошло солнце, и утро было светлым и чистым, некто селянин Фрол, вышел сеять лен. Внезапно раздался около него шум, как будто пронеслось бурное дыхание. И вновь наступило безветрие». Когда же местный пономарь вошел в церковь, он увидел, что похищенная икона лежала в алтаре, а рядом другая икона — Богородицы «Умиление», которой прежде не было. Весть о чудесном возвращении иконы разнеслась по окрестностям.

В церковь устремились люди, чтобы поклониться чудотворной иконе. Ратник, укравший икону, раскаялся и вернулся в Выдропужск, чтобы просить прощения у местных жителей, тогда они поведали ему все обстоятельства невероятного возвращения святого образа.

Раз в году икона переносилась с крестным ходом в г. Торжок: «… образ Божьей Матери Одигитрии Выдропусской … 18 числа июня каждый год носим был в город Торжок с крестным ходом и обратно через несколько дней был относим. В бытность сего чудотворного образа в Торжке в Преображенском соборе отправлялась непрестанная в честь его служба, и самый образ был носим по домам усердствующими гражданами». В 1630 г. в Москве был сделан точный список с иконы и крестные ходы в Торжок прекратились. Одновременно в Торжке в Спасо-Преображенском соборе был сооружен придел в честь Богоматери Одигитрии Муромской. Возможно, это обстоятельство и послужило поводом к версии о том, что икона осталась в Торжке: «со временем этот чудотворный образ по какому-то случаю остался навсегда в городе Торжке». Однако, во всех описаниях достопримечательностей Торжка икона именуется Муромскою. В своем описании Новоторжских храмов Тверской архиепископ Димитрий (Самбикин) предположил, что «Икона названа Муромскою …потому что была взята в плен в г.Муром, откуда чудесным образом была возвращена в Выдропуск». В «Повести…» же указывается, что икона Божьей Матери Одигитрии Выдропусской возвратилась в храм «вместе с другой иконой — Умиление Божьей Матери (Муромской)». Таким образом, вероятно, речь идет о разных иконах.

Комментарии
Дополнить полезной информацией

Войти с помощью: